Средняя Общеобразовательная Школа пос.им.Карла Маркса
ШКОЛА
История школы
Учителя
Выпускники
Традиции
Наши достижения
Открытые уроки
Программа развития

Профильное обучение

Ресурсный центр
Анализ работы школы
Государственно-общественное управление
Публичный доклад директора
Гостевая книга
 
ПОС.ИМ. К.МАРКСА
История поселка
 
Об авторах

9 класс, январь 2008 г.
Кл. руководитель Дунаева В.Е

Открытый классный час: «Сотвори себя сам...»

Цель: убедить учащихся в необходимости стремления к самопознанию и совершенствованию.

Высказывания великих людей:

«Воспитанным можно назвать в полном смысле того человека, который умеет воспитывать сам себя».
(В.А. Сухомлинский)

«Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
(И.В. Гёте)

Учитель:
Сегодня на классном часе мы попробуем разобраться в чертах своей личности, правильно и объективно оценить свои положительные и отрицательные качества своего характера. Личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. В каждом обязательно есть что-то ценное. неповторимое, индивидуальное, интересное.

Ученица: Во мне два я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себя мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
Учитель:
Как же познать себя и стремиться к самосовершенствованию.
Для начала давайте познакомимся с правилами самопознания:

• Выясни, на что ты способен, каковы твои положительные качества - это поможет тебе ответить на самый главный вопрос: зачем ты живешь на свете?
• Всегда думай над тем, как относятся к тебе люди. Плохо если ты не признаешь своих недостатков и не исправляешь их.
• Хочешь знать себя хорошо – пробуй силы в различных видах деятельности. Помни: чем разнообразнее деятельность, тем полнее в ней развиваются способности и дарования, тем точнее ответишь на вопросы: «На что я способен? Где мое место в жизни?».
• Суди о себе по результатам своей деятельности и поведения.
Не сваливай вину на других, если что-либо у тебя не
получается, ищи причину в себе самом.
• Правильно воспринимай критику. Помни: враг твоих недостатков – твой лучший друг. Не верь друзьям, которые тебя хвалят.
• Всегда будь готов к действию. Намечая любые варианты решения, отбирая лучших из них, проявляя такие черты характера, как целеустремленность, энергия, деловитость, должен осуществить принятое решение.
• Умей достойно преодолевать трудности. Помни: борьба_ это цепь поражений, неизменно ведущих к победе.

Учитель:
И так вы познакомились с правилами самопознания, а теперь я предлагаю вам тест на «Уровень самооценки»

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для Вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

очень часто – 4 балла
часто - 3 балла
иногда - 2 балла
редко - 1 балл
никогда - 0 баллов

1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую себя в безопасности.
13. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь посчитайте, сколько получится в сумме.
Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства.
Возьмите за правило принципы: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей. Вам по плечу серьезные дела. Дерзайте.

Учитель:
Вот так оценив себя на данный момент вы можете себя совершенствовать для будущей жизни.

«Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не сможет быть доволен собой».
(Л.Н.Толстой.)
Каждый человек появляется на свет с уже готовым «набором» врожденных задатков и способностей. Нет неспособных от природы людей, есть те, у которых задатки не были выявлены и развиты.
Развитие способностей и задатков зависит от общего развития человека. Кто плохо мыслит, тот слабо развит; кому трудно учиться, тому сложно найти свое призвание и найти свое место в жизни.
Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно заниматься самообразованием.
Искать и развивать себя надо всю жизнь. Без трудолюбия способности ничего не значат, они проявляются и развиваются в постоянной деятельности. Послушайте как развивал свои способности, известный вам английский ученый Исаак Ньютон (1643 -1727гг.)
Ученица:
(Рассказ о работе И.Ньютона над своими слабостями).
Учитель:
Как видите, реализовать себя можно каждому, но для этого необходимо добиться определенных жизненных высот, мало одного желания, необходимо обладать стойкостью, настойчивостью, целеустремленностью, большой силой воли в достижении поставленных задач.
Что же такое воля?
(ответы учащихся).
Воля – это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей и возникающих эмоций.
(запись на доске)
Как выработать в себе силу воли и научиться управлять собой?
Воля воспитывается при тренировке определенных качеств. Необходимо знать эти качества и воспитывать их постепенно и систематично.
Какие это качества?

(Учащиеся зачитывают качества и их характеристику)

Целеустремленность - умение ставить и достигать важные цели.
Решительность – быстрый и обдуманный выбор цели, определение способов ее достижения.
Настойчивость – способность длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.
Выдержка и самообладание – способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
Самостоятельность – умение по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

И так, чтобы добиться каких-то результатов, нужно немало потрудиться, ведь порой необходимо себя полностью переделать. А это очень сложно.

Ученицы: (читаю стихотворение).
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Учитель:
А теперь небольшое задание. Выскажите свое мнение на такую ситуацию:

Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера: один нерешительный, другой настойчивый, третий невыдержанный. Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?
(Идет обсуждение).
- Нерешительный
- Настойчивый
- Невыдержанный
Учитель:
Как видим , для того, чтобы добиться чего-то в жизни, надо работать над собой.
Вот несколько фактов из биографии великих людей.

Ученица :
( зачитывает интересные факты о Демосфене,
Эйнштейне, Вагнере, Хачатуряне.)

Учитель:
Все эти великие люди достигли успехов в жизни только благодаря упорному труду и цели, которую они поставили перед собой, а самый лучший способ достижения цели – это составление плана самообразования.
Вы можете познакомиться с планом, который составил для себя Л.Н. Толстой в 16 лет и планом вашего современника, который ставит перед собой цель: стать интеллигентным человеком.
Ну а для того чтобы воспитать себя для будущей жизни и успеха, попробуйте и вы составить план самообразования.
(домашнее задание).

План самообразования

Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей. Качества, которых у меня нет, или они развиты недостаточно, чтобы способствовать успеху. Что нужно сделать, чтобы эти качества в себе развивать.


А мы заканчиваем классный час вот таким детским стихотворением:

Ученицы:
Точка, точка, запятая-
Вышла рожица смешная,
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек...
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали – только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человека
Выйдет человек.

НАЗАД

*
*
*
*
Используются технологии uCoz