Открытый урок по курсу "Экономика" 18.01.2008 г.
Тема: "Трудовое законодательство, трудоустройство"
“Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан,
но и для того, чтобы помогать им”
(Вольтер)
.
ЦЕЛИ УРОКА:
• овладение учащимися основами теоретических знаний по трудовому законодательству;
• вовлечение школьников в активную работу по изучению законодательства;
• развитие навыков исследовательской работы и навыков работы с законами;
• оказание помощи в социальной адаптации выпускников.
Оборудование:
Конституция РФ; Трудовой Кодекс РФ; мультимедио; презентации мест трудоустройства.
Ход урока: I часть - Воспроизведение знаний по теме «Рынок труда»
форма (тестирование)
Тесты по теме «Рынок труда» 11 класс
I Установить соответствие: подберите к каждому заданию из колонки А определение из колонки Б
Б
а)не включаемый в рабочую силу,
б) занятый,
А в) безработный
1) Военнослужащий.
2) Бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более оплачиваемую работу.
3) Инженер, уволенный по сокращению штатов и прекративший поиски работы после долгих бесплодных поисков её.
4)Швея, работающая на неполный рабочий день.
5) Профессор, имеющий право выйти на пенсию, но продолжающий работать.
6) Кочегар паровоза, прекративший работу и вышедший на пенсию
вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу.
7) Домохозяйка, занимающаяся на курсах английского языка.
8) Выпускник бизнес – школы, пока не решивший, какую из предложенных ему вариантов работ выбрать.
9) Шахтер, не работающий из-за участия в забастовке.II Выбор вариантов: укажите букву выбранного вами ответа.
1. Размер заработной платы рабочих буровой установки нефтяной компании «Лукойл» зависит от:
а) спроса на продукцию нефтеперерабатывающей отрасли и производительности труда ;
б) размера заработной платы в других нефтяных компаниях;
в) ставки единого социального налога.
2. Механик, занимающийся починкой своей машины:
а) увеличивает спрос на труд на рынке труда;
б) не увеличивает ни спроса, ни предложения труда на рынке труда;
в) уменьшает спрос на рынке труда;
г) увеличивает предложение на рынке труда.
3. Средний уровень оплаты труда кондитеров в рыночной экономике определяется:
а) количеством рабочих, имеющих профессию кондитера и готовых работать по специальности;
б) спросом на услуги труда кондитеров;
в) взаимодействием спроса и предложения на услуги кондитеров;
г) минимальным размером оплаты труда.
4.Спрос на труд не изменится в результате:
а) роста спроса на конечную продукцию;
б) роста заработной платы;
роста производительности труда;
в) роста цены машин и оборудования.
5. Уменьшение спроса на златоустовскую гравюру приведет к массовому увольнению граверов. Это:
а) фрикционная и циклическая безработица;
б) фрикционная;
в) циклическую;
г) структурную.
6. Уровень безработицы в стране рассчитывается как:
а) отношение количества безработных к общей численности рабочей силы в стране, выраженной в %;
б) отношение количества безработных к общей численности трудоспособного населения в стране, выраженное в %;
в) общая численность безработных в стране;
г) численность трудоспособного населения в стране за вычетом количества занятых.II часть – Изучение темы
План
1.Трудовое законодательство:
а) трудовые правоотношения;
б)Трудовой договор
2.Основные нормативные акты, регулирующие труд в РФ:
а) Конституция РФ;
б)Трудовой Кодекс РФ.
3. Трудоустройство.
1.Что включает в себя трудовое законодательство?
Трудовое законодательство основывается на Конституции Российской Федерации. Основным документом, регулирующим трудовые правоотношения, является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК РФ). Кроме того, целый комплекс отношений регулируется нормами Федеральных законов - "О занятости населения в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О минимальном размере оплаты труда" и другими.
Задание:
Откройте текст Конституции.
Какая статья нас может заинтересовать? (ст. 37)
Статья 37.1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных федеральным законом способов
их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются установленные федеральным законом
продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,
оплачиваемый ежегодный отпуск.
Откройте ст.37. Определите основные принципы использования труда, запишите их в тетрадь.
Начните со слов: Каждый имеет право на:
• свободный труд
• выбор профессии
• вознаграждение за труд
• защиту от безработицы
• трудовые споры
• отдых
Указанные принципы детализируются в Трудовом Кодексе РФ. (сборник нормативных законов регулирующих труд)
Отношения, в которые вступает гражданин при поступлении на работу, называются трудовыми правоотношениями.
Трудовые правоотношения – это юридическая связь между работником и работодателем, на основании которой стороны получают определенный комплекс прав и обязанностей.
Участники трудовых отношений могут быть:
• Граждане.
• Профессиональные союзы.
• Коллектив работающих.
• Органы надзора и контроля.
• Работники.
• Работодатели и т.д.
Трудовые правоотношения закрепляются трудовым договором.
Трудовой договор (контракт)
Соглашение между работником и предприятием в соответствии с которым работник обязуются выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Минута здоровья. Игра: Чья команда (1 вариант, 2 вариант) быстрее напишет на доске экономические термины по теме «Рынок труда».(Спрос, предложение, зарплата, коллективный договор, контракт, фирма, профессия, рынок труда, работодатель, специализация, занятость, работник, рабочая сила, безработица. биржа труда, профсоюз, ТК РФ и т.д.)
2 часть
Рассмотрим самые важные, необходимые вам, законы о труде.
работа в группах( на каждом столе отпечатаны статьи ТК РФ)
Работодатели Работники
ТК РФ
Давайте посмотрим, как решаются отдельные вопросы приема/увольнения в ТК РФ.
Ст. 64
Когда нельзя отказывать в приеме на работу? Ст.65
Какие документы необходимы при приеме на работу?
Ст.81
Как называется данная статья?
В каких случаях работодатель может расторгнуть договор с работником по своей инициативе? Ст.80
Как называется данная статья?
Какие случаи расторжения трудового договора она предусматривает?
Разработайте критерии, используемые при приеме на работу.
Проверка задания на этом уроке или на следующем (в зависимости от времени).
Разработайте принципы, как произвести благоприятное впечатление на работодателя.Записать в тетрадь в тезисной форме ст.64,65,80,81.
Давайте подведем итог. Итак, в тезисной форме изложите основные мысли и выводы урока.
- Понятия: трудовое право, трудовое законодательство.
- Документы необходимые при приеме на работу.
- Случаи, когда нельзя отказывать в приеме на работу.
- Случаи увольнения по инициативе работника и работодателя.
Ст. 64
Гарантии при заключении трудового договора.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
Ст.65
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Ст.80
Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Ст.81
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
• ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом;
• сокращения численности или штата работников организации;
• несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
• 4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
• неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
• совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
• совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
• принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
• неоднократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
• представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
• прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
• в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в п.2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом) в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.III часть.
Наверное, вы уже заметили, какой вопрос чаще всего задают детям. Правильно!
“Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Как вы отвечаете на этот вопрос?
Презентации и проекты (подготовлены учащимися 11 класса)
1.Куда пойти учиться? Гораева А.
2.Куда пойти работать? Инкина С. «Сигнал», «Сигнал им.Глухарева»
Нуртазин А. «Энгельсский тролейбусный з-д»
Кабдулкаликова А. «Трансмаш»
Степанчук М. «Энгельсский з-д металлоконструкций»
3.Как найти работу? Кооль А. «Энгельсский центр занятости населения»
IV часть.
Подведение итогов
В мире существует огромное множество профессий. Как найти среди них свою? Как избежать ошибок и растерянности при выборе профессии? Конечно, можно решение этих вопросов отложить, но уйти от них совсем все равно невозможно.
К счастью, найти подходящее занятие по силам каждому! Как? Прежде всего, следует изучить и понять себя – свои интересы, способности, таланты, а потом искать работу, которая им соответствует, Сколько людей, столько и путей к правильному выбору профессии. На свете не существует и не будет существовать “идеальной” профессии, которая подходит всем. Но именно те, кто задумывается о правильном выборе, добиваются успеха в профессиональной деятельности.Домашнее задание:
группа работодателей (I вариант) готовит вопросы к собеседованию;
группа работников(II вариант) готовит резюме для приема на работу.
Повторить конспект урока